Отчет правительства Иркутской области за работу в 2013 году: Экономический блок - 06.06.2014
Отчет о работе правительства Иркутской области в 2013 году представил сегодня, 5 июня, на сессии регионального Законодательного собрания первый зампред облправительства Виктор Игнатенко. "Телеинформ" публикует полный текст отчета, разбив его на несколько частей (в данной публикации представлен экономический блок).
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ
Внешние условия
В 2013 году в экономике региона наблюдалось незначительное снижение темпов роста, что обусловлено сочетанием внешних и внутренних факторов: снижением цен на мировых рынках и ростом предложения на основные экспортные позиции региона при стабилизации спроса.
Так, фактическое снижение среднегодовых мировых цен в 2013 году на золото и алюминий составило 14-15% от уровня 2012 года, на нефть - порядка 10%.
В этих условиях наблюдалось уменьшение цен производителей промышленных товаров в Иркутской области: в добыче сырой нефти и природного газа на 1,8%, в производстве руд цветных металлов на 4%, в металлургическом производстве на 0,9%.
Вместе с тем, производство нефтепродуктов в Иркутской области подорожало на 5,4%, что обусловлено изменениями в налоговой государственной политике и переходу на производство топлива более высокого класса.
Также в рассматриваемом периоде наблюдалась положительная ценовая динамика в химическом и целлюлозно-бумажном производстве: произошло увеличение цен на 12,1% и 5,4%, соответственно. Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2013 году составил 10 485,0 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2012 годом на 10%. Доля экспорта в общей структуре составляет - 89%, импорта - 11%. Экспорт продукции Иркутской области составил 9 327,9 млн. долларов США (114,7% к 2012 г.), в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья - 8 909,4 млн. долларов США (114% к 2012 г.), в страны СНГ - 418,5 млн. долларов США (133,7% к 2012 г.). Таким образом, основной объём экспорта региона (около 96%) приходится на страны дальнего зарубежья. Доля экспорта в ВТО составляет 88,9%. В 2013 году экспортные операции осуществлялись с партнерами из 78 стран мира.
Одной из основных задач, стоящих перед Правительством Иркутской области, является совершенствование структуры внешнеторговых поставок. Так, в 2013 году отмечалось увеличение в региональном экспорте продукции с высокой долей добавленной стоимости до 39,5% с 36,2% в 2012 году. Это произошло за счет увеличения доли лесоматериалов обработанных, нефтепродуктов, продукции машиностроения в структуре экспортных поставок.
Импорт зарубежных товаров в Иркутскую область в 2013 году составил 1157,1 млн. долларов США (76,6% к 2012г.), в том числе из стран дальнего зарубежья - 1124,1 млн. долларов США (77,6% к 2012 г.), из стран СНГ - 32,9 млн. долларов США (54,5% к 2012 г.). Доля импорта в товарообороте региона составляет 11%.
Одним из направлений деятельности Правительства Иркутской области является развитие и укрепление межрегионального сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, взаимодействие с которыми осуществляется на базе действующих Соглашений о сотрудничестве и Протоколов к ним. Так, за период с 1998 года по настоящее время Правительством Иркутской области заключено 14 Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с другими субъектами России: (Амурская, Читинская, Омская, Челябинская области. Красноярский, Алтайский и Краснодарский края, город Москва, город Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан).
Заключение Соглашений о двустороннем сотрудничестве способствует установлению прямых связей и, как следствие, увеличению товаропотоков и совершенствованию структуры ввоза-вывоза в обоих направлениях.
В целях продвижения продукции иркутских товаропроизводителей на рынок зарубежных стран, а также формирования положительного имиджа региона во внешнем мире в 2013 году организованы и проведены 8 значимых мероприятий. Кроме того, в отчетном периоде организован ряд переговоров руководства Правительства Иркутской области с представителями Японии, Польши, Канады, КНР, Австрии, Швейцарии, США, Франции, Бельгии, ФРГ, Монголии по вопросу активизации и расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Развитие Иркутской области на фоне СФО и России в целом
Основные тенденции определили динамику увеличения объема ВРП. Согласно утвержденной оценке значение показателя в 2013 году составит 102,2% или в объеме порядка 790,6 млрд. рублей, в 2014-2016 годах ВРП будет расти умеренными темпами - 2-3% в год.
Иркутская область остается одной из промышленно развитых территорий Сибирского федерального округа по ключевым производственным показателям. Сводный индекс промышленного производства в 2013 году достиг значения в 103,7%, что обеспечено деятельностью добывающего сектора и стабильной работой обрабатывающих производств. По данному показателю Иркутская область входит в первую пятерку среди субъектов СФО. В среднесрочной перспективе рост индекса будет находиться в пределах 3-5% за счет устойчивой добычи нефти, а также работы крупнейших предприятий обрабатывающего сектора в условиях умеренного развития экономики.
Определяющую роль в формировании темпов роста промышленности в прошедшем периоде играл добывающий сектор (нефть, золото, железная руда). По итогам года индекс промышленного производства по данному направлению составил 113,4% (3 место в СФО). В связи со стабилизацией объемов добычи нефти прогнозируется умеренная динамика роста показателя: от 107% в 2014 году до 111% в 2016 году. Учитывая планы компаний по началу освоения газовых запасов, возможно увеличение значения показателя к 2016 году до 116%.
Индекс по обрабатывающим производствам за 2013 год составил 103% (5 место в СФО). В отчетном году положительная динамика наблюдалась в производстве нефтепродуктов, в лесоперерабатывающем и химическом комплексах. Вместе с тем, в условиях неблагоприятных макроэкономических тенденций наблюдалось уменьшение производства в целлюлозно-бумажном комплексе.
В среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее возрастание значимости обрабатывающего сектора за счет выхода на производственные мощности ряда предприятий, осуществляющих реализацию крупных инвестиционных проектов (химическое и нефтехимическое производство, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, деревообработка). В результате реализации инвестиционных замыслов средний темп роста производства в обрабатывающем секторе на период до 2016 года оценивается в 102-103%.
Индекс промышленного производства по итогам 2013 года по производству электроэнергии, газа и воды составил 84,9% (11 место в СФО). Окончание ремонта Саяно-Шушенской ГЭС и ввод в эксплуатацию Богучанской ГЭС приведет к уменьшению в Иркутской области выработки электроэнергии в среднесрочной перспективе. В долгосрочном периоде развитие электроэнергетики будет обеспечено увеличением энергоемкости промышленности.
Реализация эффективной антикризисной бюджетной политики позволила Иркутской области в декабре 2013 года подтвердить кредитный рейтинг на уровне ВВ+ прогноз «Стабильный» и сохранить уровень государственного долга региона на экономически безопасном уровне.
По международной шкале Иркутская область находится в одной группе с Республикой Саха (Якутия), опережая Томскую область и Красноярский край. При этом рейтинг Иркутской области за последние три года пересматривался семь раз и не подлежал снижению.
Отношение государственного долга Иркутской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений составило всего 4,2%, что на 27,2% ниже среднероссийского уровня и является седьмым значением по величине долговой нагрузки среди регионов страны. За счет проводимой работы по мобилизации собственных доходов поступления в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых доходов (за исключением налога на прибыль) возросли на 6,8 млрд. руб. или на 10% по отношению к уровню 2012 года, что на 2% превышает средний по СФО темп роста.
Сохранена вторая (после Красноярского края) в Сибирском федеральном округе позиция по показателю обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами (42 053 рубля на человека). По итогам 2013 года Иркутская область занимает лидирующее место среди регионов Сибирского федерального округа по отношению к объему ввода жилья по сравнению с 2012 годом (973,3 тыс. кв. м против 871,1 тыс. кв. м). В результате стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке Иркутской области в 2013 году (декабрь к началу года) рост цен на продовольственные товары в области (5,9%) ниже, чем в среднем по России (7,3%), и самый низкий среди 12 регионов СФО. По итогам 2013 года Иркутская область вошла в десятку регионов России, имеющих наиболее низкие показатели роста цен на продовольствие.
Показатель зарегистрированной безработицы на конец декабря 2013 года в области составил 1,5% экономически активного населения, ниже его значение отмечено в Красноярском крае. Омской, Новосибирской областях и Республиках Бурятии и Хакассия (1,1-1,4%%).
По среднему размеру пенсий и заработной платы Иркутская область уступает лишь Томской области и Красноярскому краю.
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В 2013 ГОДУ
Реализация приоритетов экономической политики
В 2013 году продолжено развитие региональных зон опережающего развития:
1) создание Южного инновационного пояса, специализация которого основывается на разработке и внедрении инноваций, размещение высокотехнологичных производств, а также развития фармацевтики (создания химико-фармацевтического кластера в г. Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское). Учитывая положительный опыт кластерного развития, Правительством Иркутской области оказывается поддержка ряду направлений экономики, таких как фармацевтика и сельское хозяйство.
2) создание нефтегазохимического кластера в целях комплексного развития нефтегазовых ресурсов, глубокой промышленной переработки нефти и газа на базе действующих производств, реализация эффективных инвестиционных проектов газификации области, создания новой продукции нефтегазохимического комплекса: в настоящее время нефтедобывающими компаниями региона проводится активная политика по освоению газовых запасов месторождений. За рассматриваемый период добыча природного газа увеличилась на 27,5% (до 0,9 млрд. м3), попутного газа - более чем в 3 раза до 0,6 млрд. м3.
В 2013 году Правительством Иркутской области продолжена работа по модернизации существующих и развитию новых производств, в том числе по созданию условий для привлечения инвестиций в регион.
Создание нефтегазохимического кластера
В настоящее время в развитии экономики Иркутской области можно выделить ряд ключевых точек роста, одна из которых - расширение сферы использования углеводородных ресурсов, развитие глубокой переработки добываемого сырья. С учетом мер, принятых на федеральном и региональном уровне, в том числе по установлению налоговых преференций, расширению сети магистральных трубопроводов, в последние годы в регионе ведется активное освоение нефтяных запасов (объем ежегодной добычи нефти в 2013 году превысил 11 млн. тонн).
Однако промышленное освоение месторождений нефти является только первым шагом развития нефтегазохимического кластера. В регионе на сегодняшний день проводится активная работа по расширению сферы использования природного газа, в первую очередь в качестве сырья для нефтегазохимии. В целях создания новых производственных мощностей нефтегазохимии на территории Иркутской области предоставляются преференций по региональным налогам, реализуются механизмы повышения инвестиционной привлекательности. С учетом неоднократных обращений Правительства Иркутской области в новом формульном подходе к расчету НДПИ на газ с 2014 года для месторождений региона предусмотрено значительное снижение ставки налога. В этих условиях с 2013 года начата реализация проекта по развитию газового направления северного центра газодобычи, прорабатываются варианты газоснабжения и газификации южных районов Иркутской области.
В перспективе ожидается не только строительство новых и модернизация действующих химических комплексов с переводом производства на газовое сырье, но и создание предприятий технологической цепочки по дальнейшему глубокому переделу продукции газохимии, что будет способствовать организации сопутствующих производств.
Вовлечение газовых запасов в промышленное производство позволит повысить благосостояние населения региона за счет создания высокооплачиваемых рабочих мест и повышения наполняемости бюджетов всех уровней.
Развитие лесного комплекса
В 2013 году Правительством региона продолжена работа по реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов: принято и рассмотрено четыре заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов области освоения лесов (ООО «Усть-Илимский завод ОСБ», ООО «Компания «Госстрой», ООО «Сибирский Лес», ЗАО «Ангарский лес»); рассмотрены две заявки на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов (ОАО «Группа «Илим»); две заявки направлены в Минпромторг России для принятия решения о включении проектов в перечень приоритетных в области освоения лесов (ООО «Усть-Илимский завод ОСБ», ООО «ЛП «Ангара»), одна заявка направлена на согласование в Федеральное агентства лесного хозяйства (ООО «Сибирский Лес»); проведена работа по исключению инвестиционного проекта ООО «Осетровский ЛДК» из перечня приоритетных.
С целью принятия дополнительных мер по борьбе с нелегальной заготовкой и оборотом древесины на территории области продолжена реализация областных законов «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» и «Об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области».
За период 2013 года поставлено на учет 510 пунктов приема и отгрузки древесины (пункты древесины), снято с учета 212 пунктов древесины, отказано в постановке на учет 132 пунктам древесины.
В целом, налоговые поступления в бюджет региона от деятельности лесопромышленного комплекса составили в 2013 году 2 171 996 тыс. рублей или 81,51% к уровню 2012 года (2 664 653 тыс. рублей). Оборот продукции лесопромышленного комплекса в действующих ценах 2013 года составил 68,97 млрд. рублей или 106,4% к уровню 2012 года.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Укрепление социально-экономического развития региона в значительной степени зависит от реализации потенциала малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес способен активно создавать новые рабочие места, оказывать действенное влияние на повышение эффективности экономики в целом. Поэтому комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства должна рассматриваться в качестве одного из основных направлений государственной политики региона.
На территории Иркутской области основным инструментом государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в 2013 году являлась долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года.
В 2013 году в рамках Программы финансовая поддержка оказана 312 субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате планируется сохранение 1 495 рабочих мест и создание 1 494 рабочих места, сумма налоговых отчислений субъектами малого и среднего предпринимательства, получивших субсидию, составит 207 млн. рублей.
Также, в Иркутской области существует инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства:
1. Иркутский областной гарантийный фонд, который предоставляет поручительства малому и среднему предпринимательству.
2. Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».
3. Микрофинансовые организации, созданные при непосредственном участии органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (22 организации). Микрофинансовые организации предоставляют займы в размере до 1 млн. рублей, сроком до одного года и с льготной процентной ставкой.
Кроме того, в 2013 году в регионе создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Благодаря комплексной государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году по сравнению с 2012 годом на территории региона прослеживается положительная динамика улучшения показателей, а именно: увеличение количества средних и малых предприятий (с учетом микропредприятий) на 3,6%; увеличение среднесписочной численности работников средних и малых предприятий (с учетом микропредприятий) на 2%.
В целях оказания мер стимулирующего воздействия на развитие малого предпринимательства на территории области действуют Закон Иркутской области от 5 марта 2010 года № 6-03 «Об установлении системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов», который понижает ставки для приоритетных видов экономической деятельности от 25% до 50% по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство, образование, здравоохранение, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства, обрабатывающие производства, строительство, гостиницы и рестораны, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники, и Закон Иркутской области от 29 ноября 2012 года № 124-03 «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Иркутской области», которым регулируется порядок применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
По итогам 2013 года доля налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах консолидированного бюджета Иркутской области по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,5% и составила 4,9%.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, в соответствии с этим имеют возможность уменьшить свои расходы и тем самым увеличить оборот предприятия.
С введением Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расширены возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным законом малым предприятиям должно отводиться не менее 15% совокупного годового объема закупок, что в свою очередь также позволяет увеличить оборот предприятий.
В 2013 году оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) составил 381,6 млрд. рублей, увеличение относительно 2012 года - 3%. Система мер государственного регулирования предпринимательской деятельности предусматривает как финансовую так и нефинансовую поддержку.
В 2013 году положительная динамика развития достигнута во всех секторах потребительского рынка: оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 0,4%, общественного питания - на 0,3%, бытовых услуг - на 1,8%. Кроме того, в отчетном году преодолены негативные тенденции в объемах оборота общепита и бытовых услуг, имевшие место в 2012 году. Во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области проведена целенаправленная работа по развитию инфраструктуры потребительского рынка. В результате, в 2013 году торговая площадь предприятий торговли возросла на 99 тыс. кв. м (на 5,6% к 2012 году), открылось более 75 торговых предприятий, в том числе, нового для региона формата.
В сфере общественного питания открыто 38 современных предприятий, количество посадочных мест в данной сфере увеличилось более, чем на 10 тыс. ед. (на 5,3%). На 51 единиц (5,7%) расширилась сеть предприятий бытового обслуживания. В итоге, показатель обеспеченности населения площадью торговых объектов, характеризующий развитие торговли в регионах, за 2013 год вырос на 5,7% и составил 766,5 кв.м, на 1 тыс. человек, что на 63,8% превышает минимальный норматив (468 кв. м. на 1 тыс. человек). Оборот розничной торговли на душу населения в 2013 году увеличился на 6,8 тыс. рублей, (на 6,7%) и достиг 110 тыс. рублей. Улучшению общей ситуации на потребительском рынке также способствовало проведение мероприятий, направленных на пресечение поступления на региональный рынок некачественной продукции и защиту прав потребителей; повышение качества бытовых услуг; расширение присутствия товаров местного производства на региональном потребительском рынке.
Поддержка агропромышленного комплекса
По итогам 2013 года прибыль в сельскохозяйственных организациях составила 2569,2 млн. рублей, рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом субсидий из областного и федерального бюджетов 17,3%, без учета субсидий 5,6%, доля прибыльных организаций - 90,2%.
В 2013 году произведено продукции сельского хозяйства на 52,9 млрд. рублей. Индекс производства - 102,6 %. Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли в 2013 году осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013-2020 годы» и составила 2985,8 млн. рублей, что на 27,6% выше уровня 2012 года. В том числе, из областного бюджета освоено 1818,6 млн. рублей, из федерального бюджета - 1167,2 млн. рублей. Финансовая поддержка направлена не только на развитие отраслей растениеводства и животноводства, а также на создание условий, для развития малых форм хозяйствования, для привлечения и закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе, для повышения эффективности регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, для технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса. В приобретенной технике значительное место занимают современные посевные комплексы и энергонасыщенная эффективная самоходная сельхозтехника: трактора, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны.
Всего в 2013 году приобретено 213 тракторов, 50 зерноуборочных и 18 кормоуборочных комбайнов, 79 автомобилей, 25 посевных комплексов и более 600 единиц прочих сельскохозяйственных машин.
Для решения проблемы сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами в Иркутской области осуществляют деятельность по закупу молока и мяса 94 сельскохозяйственных товаропроизводителя. В 2013 году закуплено 21,3 тыс. тонн молока, что составляет 110,4% к соответствующему периоду предыдущего года и 1,8 тыс. тонн мяса. Данная работа направлена на решение проблем сбыта сельскохозяйственной продукции собственного производства, насыщение местного рынка экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, повышение уровня доходов сельского населения области (граждане, ведущие личные подсобные хозяйства в 2013 году пополнили свои доходы за счет реализации молока и мяса на сумму более 300 млн. рублей).
Кроме того, результатом активизации деятельности потребительской кооперации на селе, которой способствовала реализация соглашения, заключенного между Правительством региона и Иркутским облпотребсоюзом, стало сохранение убыточных сельских магазинов в отдаленных населенных пунктах Иркутской области.
За отчетный период с помощью бюджетных средств создано 57 новых крестьянских (фермерских) хозяйств, а также на базе существующих создано 10 семейных животноводческих ферм, в том числе 5 молочных. В целях привлечения молодых специалистов на село из средств областного бюджета сельхозтоваропроизводителям выплачены компенсации части затрат на единовременные выплаты на обустройство молодых специалистов при трудоустройстве к ним на работу. В 2013 году трудоустроено 49 молодых специалистов. В целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий завершено строительство двух школ и клуба, отремонтировано - 10 объектов социальной сферы. Работа по строительству и реконструкции социальных объектов продолжается.
В процессе реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в 2013 году улучшены жилищные условия 234 семей граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, введено в эксплуатацию 23,2 тыс. кв. м жилья.
Характеризуя текущее состояние сельскохозяйственной отрасли, можно отметить, что большинство производителей на сегодняшний день испытывают трудности, что обусловлено в первую очередь нехваткой финансовых средств и квалифицированной рабочей силы (молодые специалисты отказываются ехать в сельскую местность и работать по специальности).
Для создания условий, направленных на решение обозначенных проблем, с 2014 года на территории региона начала действовать государственная программа Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы, в состав которой включены 10 подпрограмм. Из них 9 подпрограмм направлены на развитие сельского хозяйства и одна на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. В рамках госпрограммы запланировано продолжение реализации действующих мероприятий, а также ряд новых направлений. С целью решения вопросов дальнейшего развития АПК возобновлена работа с ОАО «Росагролизинг» по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга).
Кроме того, планируется реализация крупных высокотехнологичных пилотных проектов в сельском хозяйстве, направленных на устойчивое развитие сельских территорий путем создания Агротехнопарков под конкретные проекты с обоснованной финансовой моделью производства, переработки и сбыта продукции с участием предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на основе кооперации.
В 2014 году планируется разработать проект внутренней продовольственной помощи населению Иркутской области, который сконцентрирует средства социальных министерств области на программе стимулирования приобретения продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обеспечит приток в отрасль дополнительных средств, а главное улучшит качество поставляемой продукции, что, несомненно, положительно отразиться на здоровье жителей области. Также, запланированы мероприятия по продвижению бренда (знака отличия) «Продукция Приангарья».
С 2014 года с целью привлечения молодых специалистов в сельское хозяйство планируется увеличить объем единовременной выплаты на обустройство до 200 тыс. рублей.
Источник: i38.ru
|