|
Правительство РФ переводит общественный транспорт на газ - новые решения федерального центра комментируют иркутские эксперты - 15.05.2013
Российское правительство приняло постановление о переводе на газовое топливо не менее половины общественного транспорта в стране. Об этом со ссылкой на зампреда правительства Аркадия Дворковичасообщили 13 мая федеральные СМИ.
13 мая на встрече с вице-премьерами председатель правительства РФДмитрий Медведев напомнил, что в апреле проводил совещание, касающееся развития различных альтернативных видов топлива в России, включая газовое, которое можно было бы использовать в автомобилях.
Логическим продолжением темы стало постановления правительства РФ, подписанное на днях, которое, как пояснил на совещании 13 мая Аркадий Дворкович, предусматривает перевод на газ общественного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб в городах. «Речь идёт о трёх видах топлива: сжиженном углеводородном газе, сжатом или компримированном природном газе и сжиженном природном газе, - пояснил вице-премьер (цитаты А. Дворковича приводятся по стенограмме заседания, выложенной на сайте правительства РФ – прим. Телеинформа). - В крупных городах не менее 50% соответствующего транспорта должно быть переведено на газовое топливо. В этих целях будут подготовлены в течение этого года и приняты соответствующие нормативные поправки в законодательство и необходимые акты Правительства Российской Федерации, а также ведомственные акты».
Далее господин Дворкович сообщил, что «компании-производители, а также «Газпром» готовы финансировать создание соответствующей инфраструктуры в городах, и это само по себе потянет за собой перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного и коммерческого автотранспорта. Сейчас у нас доля такого транспорта достаточно мала по сравнению с другими странами, хотя Россия богата природным газом, и вполне естественно, что мы ставим перед собой такие задачи. Внутренний спрос на газ должен только увеличиваться».
Вице-премьер подчеркнул, что в федеральном бюджете уже заложены определённые средства на субсидирование перевода общественного транспорта на газ, и «планируется продолжить эту практику, чтобы ускорить процесс перевода транспорта на соответствующие виды топлива».
Особое внимание будет уделено вопросам безопасности – заверил Аркадий Дворкович. Соответствующий технический регламент будет подготовлен также в короткие сроки. «В целом мы считаем, что вместе с регионами и компаниями, которые заинтересованы в соответствующих проектах, мы сможем добиться тех целей, которые перед собой ставим», - оптимистично заявил вице-премьер.
В Иркутске новость о том, что правительство планирует перевести транспорт на газ, восприняли неоднозначно.
- По моему мнению, в городе, где много выбросов в атмосферу, необходимо развивать электрический транспорт, который не наносит экологии вреда, - считает заместитель директора «Иркутскгорэлектротранса» по организации и обеспечению перевозок Олег Лаповок. - Действительно, газ менее вреден, чем дизельное топливо, однако в результате его использования все равно выделяются продукты сгорания, хоть и в меньшей степени. Вопросом загрязнения воздуха общественным транспортом нужно было озаботиться давно, если правительство РФ подняло эту тему, значит, Иркутск не единственный, где имеется эта проблема. Достаточно часто предприниматели, частные перевозчики, желая сэкономить, не модернизируют топливную аппаратуру своих автобусов, в результате уровень ПДК вредных выбросов в воздух превышен.
Председатель некоммерческого партнерства «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шибанов напротив - считает, что перевод общественного транспорта на газовое топливо – грамотное решение:
- Во-первых, это поможет снижению загрязнения окружающей среды, а во-вторых, это экономия. Другой вопрос – какое будет оборудование использоваться для перехода транспорта на такой вид топлива. Но я думаю, что правительство найдет решение этого вопроса. В целом хочется отметить, что в последнее время правительство стало принимать целесообразные и здравые решения.
Директор МУП «Иркутскавтотранс» Юрий Бабий также позитивно оценивает постановление правительства:
- В Приангарье – регионе, богатом природным газом - это особенно актуально. Переход на газ создаст определенный эффект экономии. Так, если на дизельное топливо мы тратим 10 миллионов рублей в месяц, то при переходе на газ будем тратить в два раза меньше.
Но есть и определенные трудности – для стоянки автобусов на газовом топливе нужно создать специальные условия. Боксы, которые у нас есть сейчас, для них не подойдут. Чтобы построить специализированный стояночный комплекс, допустим, на 100 автобусов, и обеспечить его необходимой инфраструктурой, понадобятся миллионы рублей. Эксплуатация автомобилей на газе тоже должна проходить по-другому. Нужны специальные сервисы, газозаправки, специальное оборудование.
- С экологической точки зрения это решение приемлемо, - также считаетчлен комиссии по экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области Анна Дюкарова. - Экономически газ также дешевле бензина. А для нас главное что? Природа и экономия. Другое дело, как это отразится на области с точки зрения макроэкономики. Газовых месторождений в нашем регионе много и труба проходит, но, тем не менее, использовать этот газ области что-то мешает. Мешает на уровне высоких эшелонов власти. У нас в регионе газифицировано примерно 2-4% жилых массивов. Возникает вопрос, почему мы остались по этому показателю позади других регионов страны, и более того - позади наших соседей? Нас обошли даже Чита и Улан-Удэ. Иркутск, вроде бы и середина земли, но вокруг нас идут процессы развития, а мы лишь занимаемся самолюбованием.
Как считает Анна Дюкарова, решение перевести транспорт на газ могло бы помочь развитию газовой инфраструктуры в регионе. "Сейчас в сельской местности можно отапливать дома лишь двумя способами – дровами и электричеством. А это дорого для потребителя. Газ всё-таки дешевле, и, кроме того, освобождает ресурсы электроэнергии, - отмечает эксперт. - Характерной особенностью нашего региона является то, что Иркутская область - это, фактически, город Иркутск. Все остальные города, населённые пункты, муниципальные образования – сами по себе. Основные материальные ценности сконцентрированы в Иркутске. В Иркутске есть необходимые условия для реализации постановления, на остальной территории – нет".
- Тема перевода транспорта на газ сама по себе не нова, - отмечаетпредседатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области Виктор Самаруха. - Автомобили на газе в Иркутске есть - и на муниципальном транспорте, и у частников. Когда на машинах установлено качественное оборудование, газ экономически выгоднее. Однако, необходима хорошая инфраструктура. Нужна сеть заправочных станций, иначе не избежать очередей. Ещё один момент. Мы, конечно, мастера вступления в ВТО, обнуления таможенных пошлин, но мы ещё и ядерная держава. Почему бы нам не построить государственные заводы по выпуску высокотехнологичного ультрасовременного газового оборудования. Тем более, что по научным наработкам в этом вопросе Россия лидирует в мире. В сжижении газа, в газокомпрессорном деле, в создании станций по сжижению газа. Не стоит покупать оборудование у той же Германии, нужно создавать свои наукоёмкие рабочие места.
Если говорить о негативной стороне, то в Иркутской области, например, в зимнее время, при температуре ниже 20 градусов мороза эксплуатация газовых двигателей неэффективна: выше расход газа, затруднён запуск двигателя. Таким образом, экономический эффект будет снижен. Следующий негативный фактор – газ ускоряет износ двигателя. Если постановление правительства – не очередная кампания, как это у нас часто бывало, а серьёзнейшая последовательная политика, продуманная и прагматичная, с программами, комплексно описывающими все этапы, то выгода очевидна. Серьёзная, ощутимая. Тем не менее, необходимо провести обучение людей. Газ – это особо опасное производство. Эксплуатировать машину, допустим, "с похмела" - дело рисковое.
Кроме того, есть ещё одна проблема. У нас беда с физическим состоянием транспортного парка. Транспорт у нас ветхий. Поэтому, прежде всего, необходимо принять решения по обновлению подвижного состава. Чтобы они были не старше восьми лет. Нужны льготы транспортным компаниям, например, гашение государством процентной ставки по кредитам. Транспорт в нашей стране смотрится непривлекательно, в Португалии и Испании, которые не намного богаче России, транспортом пользоваться приятно. Потому что есть поддержка со стороны государства, а деньги не разворовываются. У нас такой поддержки, к сожалению, нет. И, конечно, главный вопрос - за чей счёт будет производиться реформа? Все энергосберегающие технологии в нормальных странах стимулируются. Выделяются льготные кредиты.
Но сначала надо продумать, кому пойдёт кредит? Это должны быть надежные компании, не однодневки. Ну и необходимо начать производство высокотехнологичного газового оборудования в нашей стране. В советское время опытный дальнемагистральный самолёт летал на газе. То есть, наработки есть. Технологии сжатия газа не очень простые, газ должен быть качественным и хорошо очищенным. Для рентабельности необходимо производить газ в больших масштабах. Это подстегнёт экономику. Стране это по плечу, главное сделать всё грамотно и прагматично.
Источник: http://i38.ru
|
|